В своем речевом развитии дети проходят разные стадии, и рано или поздно в речи ребенка появляются бранные, «плохие» слова. Очевидно, что наши дети независимо от системы воспитания усваивают определенный словарь от товарищей по играм, из интернета и непосредственно от нас, взрослых.
Почему же дети зачастую с большой охотой повторяют именно «плохие» слова?
Речь малыша активно развивается, и его может привлечь любое слово, в том числе и бранное. В младшем возрасте дети очень много подражают окружающим (так они познают мир) и любят играть словами, повторяя их, переставляя звуки, придумывая новые. Довольно часто взрослые, не задумывающиеся о системе воспитания ребенка, услышав неприличное выражение из уст ребенка, начинают смеяться, тем самым вызывая у малыша желание повторить ругательство еще раз, чтобы опять рассмешить окружающих.
Детей постарше, прежде всего, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной уверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими, они связываются в восприятии ребенка с уверенным поведением.
Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, будет намеренно употреблять запрещенные выражения в своей речи. Заметив, что «плохие» слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства для того, чтобы позлить, подразнить, спровоцировать их. В этом случае бранные слова становятся орудием мести.
Употребление ругательств может носить и защитный характер для ребенка. «Плохие» слова позволяют ему выплеснуть агрессию, когда другие способы недоступны.
Что делать родителям?
Услышав бранные слова от ребенка, родителям не стоит пугаться, отрицать их существование. Запрет без объяснений сделает ругательства более привлекательными в глазах малыша, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Своей первой реакцией лучше дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, они мне не нравятся, и я их не говорю».
Можно объяснить ребенку, что не стоит употреблять ругательства, ведь окружающим становится обидно от таких слов. Можно пояснить, что люди используют ругательства только в крайнем случае, когда от отчаяния и злости им уже не хватает сил и слов. Маленькому ребенку важно донести, что слова бывают разные, и для каждого слова есть свое место. Можно даже использовать в системе воспитания психотерапевтические сказки о словах.
Как реагировать на сквернословие подростков?
Поскольку ругательства и сквернословия – это зачастую проявление агрессии, то важно помочь ребенку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. Для этого он должен обладать хорошими коммуникативными способностями, умением строить фразу и широким репертуаром поведения. А первой вашей реакцией на такие бранные слова может стать помощь в обозначении чувств ребенка: «Я понимаю, что ты говоришь это не потому, что хочешь обидеть, а потому что сердишься на то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договориться».
Иногда ребята сами просят объяснить, что означает какое-нибудь «плохое слово», что чаще является свидетельством их доверия. И в этом случае можно пойти им навстречу, а если принципы вашей системы воспитания этого не позволяют, то честно признаться, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
«Обзывалки», прозвища и клички тоже относятся к ругательствам и являются наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Избежать этого явления практически невозможно. В процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать, дети всегда придумывают друг другу прозвища. Ребятам, которые обзываются, важно показать другие способы завоевания статуса — за счет своих возможностей, а не унижения других.
Очень часто обидные прозвища «приклеиваются» к ребенку из-за особенностей его внешности. «Рыжий», «очкарик» или «носатый», сказанные сверстником в разгаре ссоры, западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением он дорожит (учитель, родители), скажет как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я – курносый…». Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.
Ну и, конечно же, во избежание устойчивого употребления детьми ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью и системой воспитания. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Светлана Фаизова, ведущий психолог Регионального центра “Семья”.
Записаться на прием к психологу Вы можете по телефона 20-40-70.