В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества. Но особое развитие получила проблема буллинга — преднамеренного, систематически повторяющегося агрессивного поведения, включающего неравенство социальной власти или физической силы, насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, а как проблема долговременной травли «жертвы».
Поскольку младший подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов, становится крайне важным предотвратить переход обычных подростковых конфликтов в такую деструктивную форму затяжного воздействия на жертву, как буллинг, а также не допускать возникновения «жертв» и «агрессоров» среди подростков. Поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия и переноса его в другой возрастной этап, существует опасность для самих «жертв» и «агрессоров», так как для них могут наступить достаточно серьезные психологические и физические последствия.
Когда возникает травля?
Известно, что пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Анализируя общеизвестную статистику по заявленной проблеме, мы пришли к выводу, что около 85% выявляемых случаев в школе приходится на детей младшего подросткового возраста.
Проблема профилактики буллинга остается насущной в связи с тем, что именно в этом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие — зачастую люди с асоциальным поведением. Поэтому главная задача — сформировать умение младших подростков выстраивать эффективные коммуникации, конструктивно взаимодействовать друг с другом, бесконфликтно общаться, приходить друг другу на помощь в трудной ситуации.
Дети, подвергающиеся издевательствам, находятся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении, и потому ощущают свою беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также их качество — запоминать преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.
Подростки начинают прогуливать занятия в школе, среди них нередки самоубийства и даже убийства. В последние годы в среде несовершеннолетних наблюдаются случаи «Скулшутинга» и «Колумбайна». Безусловно, одной из возможных причин этого может являться буллинг и, как следствие, — аффективная реакция по отношению к агрессорам.
Роль школы в формировании буллинга
Специалисты отмечают роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся буллингом. Невозможно искоренить травлю только за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли.
Для определения актуальности проблемы и наличия буллинга среди младших подростков в октябре 2018 года на базе одной из школ города Тюмени была проведена диагностика учащихся параллели пятых классов.
В исследовании приняли участие 183 младших подростка, 147 родителей/законных представителей, 12 педагогов (классных руководителей и педагогов-предметников, работающих с данными учащимися). Основные мишени диагностики были сконцентрированы на определении наличия рисков и фактов буллинга в классах, а также на сформированность определенного шаблона коммуникативных умений. Результаты оказались неутешительными и статистически соответствующими общемировым тенденциям.
Также, согласно полученным данным, 24% учащихся подвергались буллингу. В большей степени со стороны одноклассников (18,5%) и реже со стороны учеников параллельных классов (5%), 0,5% — случаи буллинга со стороны педагогов.
Исходя из статистических показателей коммуникативных навыков у младших подростков, две трети учащихся имеют сформированные агрессивный и зависимый способы общения, и только одна треть учащихся обладает сформированными компетентными коммуникативными умениями.
Существует взаимосвязь между навыками общения детей и наличием риска и фактов буллинга. О том, насколько они взаимосвязаны и на что необходимо обратить более пристальное внимание, читайте в следующей статье.
Евгения Писарева, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-40-70