У каждого из нас свои воспоминания о школе. Приятные и не очень — красивая и добрая первая учительница, весёлые одноклассники, грозная уборщица, обидные оценки. Оценки — это вообще отдельная история. Многие вспоминают именно страх перед оцениванием. Слова учителя тоже могли быть разными. Могли заставить «парить» и верить в себя, а могли и в бездну сбросить.
Воспоминания разные. Поэтому, когда приходит время отдавать своего ребёнка в школу, и настрой у родителей разный.
Что делать?
Что сказать малышу, чтобы у него всё получилось, чтобы он всё преодолел и ничего не боялся? Тем более если свои (родительские) воспоминания и школьный опыт не только радостно-победные, гордые и восторженные, но и негативные, страшно-стыдливые и обидные…
Есть несколько рекомендаций. Они простые, но потребуют определённых усилий от родителей. Почему от родителей? Да потому что именно родители являются значимыми людьми для ребёнка-дошкольника и могут помочь ему адаптироваться в новых для него условиях.
Что чаще всего мешает успешной адаптации? Незнание себя, своих возможностей, сильных и слабых сторон, правил «новой игры», т.е. уставных и порядковых вещей, на которых всё это «мероприятие» — обучение в школе, основано и держится.
Ну, а теперь, по пунктам:
֍ Расскажите, что учиться ребёнок будет в конкретном здании. Обязательно сходите и посмотрите на него вместе. Рассмотрите, какого оно цвета. Посчитайте этажи, входы, выходы и ступеньки. Обойдите школьный двор. Если есть чем, не стесняйтесь восхищаться. Или ищите плюсы и «полезности». Недостатки, однако игнорировать нельзя. Обсуждайте и объясняйте. Расскажите о внутренней планировке. Здание школы разделено на корпуса, кабинеты, коридоры, залы, лестницы. Вспомните удивительное слово — вестибюль. В школе есть столовая, в которой кормят учеников. Если у вас было любимое блюдо в школьной столовой — поделитесь воспоминаниями о нём. Парты, стулья, доска, мел, интерактивная доска, крючки для рюкзаков и портфелей, портреты писателей и картины, стенды с таблицами в кабинетах. Расскажите и об этом. Помните, что чем больше будет знать ребёнок об окружающем его пространстве, тем меньше страхов он испытает.
֍ Конечно же, не забудьте про школьный регламент: уроки и перемены. А также про школьный звонок. Обязательно напомните, что в одном здании обучаются дети разных возрастов. Они распределены по классам.
֍ Расскажите о людях, с которыми ребёнок встретится в школе: ученики, учителя, завучи, директор, уборщицы, повара, медицинский работник, библиотекарь, охранник…. Объясните, чем конкретно они занимаются. Ученики — узнают что-то новое; выступают; учатся писать, считать, рисовать, петь; бегают и разговаривают, кричат и смеются.
Учителя — учат, объясняют, хвалят, планируют, отчитывают и делают замечания (смотрите, ведь можно сказать «ругают», а заменили, и уже эмоционально воспринимается иначе), сопровождают на экскурсии, утешают, пишут на доске, проверяют тетради, выставляют отметки, оценивают. Очень важно сказать ребёнку, что оценивает учитель исходя не из личных симпатий или предубеждений, а основываясь на конкретных (давно прописанных, одобренных и предписанных) правилах и протоколах. Важно рассказать и о правилах взаимодействия между учителем и учеником. Учитель — добрый, но строгий; понимающий, но требовательный. Учитель — это проводник в мир знаний. Завучи — составляют большие планы, расписания, организовывают, служат «третейскими судьями». Награждают, отчитывают и т.д.
Директор — руководит, отвечает за всех, переживает, несёт ответственность, гордится, открывает «линейки», знает многих в лицо и по имени, общается, поддерживает и т.д.
Да, совсем забыла, в школе есть ещё социальный педагог и психолог.
Постарайтесь дать информацию обо всех, с кем может встретиться первоклассник в школе.
֍ Расскажите ребёнку о его будущих одноклассниках. Возможно, с кем-то из них ваш малыш быстро подружится, а с кем-то у него будут возникать споры. Тут же напомните об уважительном отношении к людям. Школа предоставляет детям плацдарм для общения: с ровесниками, с предметами школьного быта.
֍ Объясните требования, которые школа предъявляет к внешнему виду учеников — необходимо носить форму, в том числе и для физкультуры. Наличие сменной обуви. Это тоже важная информация.
После того, как вы расскажете будущему ученику об окружающей его среде, наступает время рассказать ему о нём самом:
֍ Расскажите ребёнку о его «плюсах». Поверьте, о своих «минусах» ребёнок может узнать и без вас. «Объективно» покритиковать его в жизни будет ещё ой как много желающих. Вспомните и выделите сильные стороны ребёнка: эмоционально рассказывает стихи, наблюдательный, умеет дружить…
Благодатной почвой для взращивания успешных учеников становятся не статус школы и учителя, не наличие дипломов у родителя, а отношение к знаниям и образованию в семье.
В школе основные участники процесса – учитель и ученик. Родитель не всегда вписывается в эти отношения. Даже когда учитель вызывает родителя в школу — это он опосредованно общается с учеником, воздействуя на него через родителя. А вовсе не для того, чтобы унизить и поругать самого родителя.
Почему в школе может быть хорошо?
Да потому что там может быть безопасно и интересно. Там друзья. Там тебе поручают и с тебя спрашивают. Там ребёнок продолжает учиться быть ответственным.
Покажите, что вы доверяете школе, учителю, ребёнку. При этом всегда готовы помочь, разобраться и защитить.
Создайте дома в семье такие условия, чтобы ребёнок шёл в школу не за принятием и любовью, а за опытом, общением, радостью.
Учиться интересно.
В школу можно ходить с удовольствием. В школу нужно ходить с удовольствием.
Джамиля Достовалова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»