Проявление подростковой эмансипации в семье

Подростковый возраст – период эмансипации ребёнка, достижение определённого уровня автономии, независимости от родителей. Этот процесс происходит, как минимум, в трёх направлениях: эмоциональном, поведенческом, нормативном.

В подростковом возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить ребёнка. И хотя эмоциональные отношения с ними по-прежнему занимают в жизни подростка значительное место, он начинает постепенно включать в неё других людей – выбирает друзей (а то и совершенно меняет круг общения!), влюбляется. Это может по-разному приниматься членами семьи. Бывает, что родители вносят в этот закономерный процесс элемент драматичности. Они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в чёрствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. К сожалению, такое выстраивание взаимодействия родителей с детьми-подростками способствует лишь инфантилизации последних – они рискуют никогда не стать социально зрелыми и часто предпочитают жить с родителями, даже в случае вступления в брак.

Помимо эмоционального отделения от родителей в это же время у подростка происходит формирование своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются взрослые члены семьи. Безусловно, семья является мощным фактором формирования ценностной системы подростка. Влияние родителей на нравственно-этические, культурные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимопонимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме убеждений с помощью слов. При неблагополучных отношениях усиливается влияние внесемейных факторов.

Подростки всеми силами стремятся освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего руководства, но это стремление имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно – по мере того, как они научатся ею пользоваться.

Поведенческая эмансипация подростков пугает, волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Наиболее тревожными родителям представляются:

  • Выбор друзей и партнёров, проведение свободного времени, планирование будущего.
  • Успеваемость, посещаемость школы. Общее отношение к учёбе и учителям, поведение в школе.
  • Выполнение обязанностей по дому, расходование денег, отношение к личным вещам. Демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сёстрами, отношения с престарелыми родственниками.

Типичные жалобы родителей:

  • Поздно ложится спать.
  • Злоупотребляет косметикой.
  • Гуляет допоздна.
  • Не делает уроков.
  • Не ходит в школу.
  • Приводит друзей домой, когда меня нет.
  • Закатывает истерики в ответ на замечания.
  • Не убирает в своей комнате.
  • Ничего не хочет делать вместе с семьёй.
  • Всё время хочет быть один.
  • Требует денег и т.д….

Так в чём же проблема? Сложность заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение ребёнку. Конечно, их действия продиктованы беспокойством за будущее детей.

Но парадокс заключается в том, что, если контроль родителей успешен, ребёнок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни! Другими словами, как бы ни было беспокойно и страшно, пришло время понять, что вы – именно вы – научили ребёнка быть таким, какой он есть. Вы научили его думать, анализировать и принимать решение. Вы научили его отстаивать свою точку зрения. Вы научили его делать выбор. Но! – пока в теории. Разрешите ему теперь опробовать всё это на практике. Доверьте ему самому нести ответственность за свою жизнь.

Достовалова Джамиля Халиловна,  ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.