Зависимость — это уже симптом «заболевания». В психологическом плане уход в аддикцию (привыкание) говорит о попытке человека справиться с жизненными трудностями, внутренними переживаниями.
Давайте проследим, как она появляется у подростков, на примере одной истории.
Максим, 15 лет. Юноша занимается спортом — боксом. Тренировки требуют от него крепкой воли, стабильного режима дня и постоянной работы над своим телом. Максим ходит на бокс уже пять лет, мама решила отдать сына в спорт после того, как мальчик потерял отца. К сожалению, мужчина скончался скоропостижно.
Для Максима это было большим ударом и стрессом, но занятия помогали — на время отвлекали от душевной боли и пережитого. Важный момент! Спорт будто увел мальчика от ситуации, но НЕ способствовал принятию в его случае.
После тренировок и соревнований Максим возвращался домой и видел, как мама часто грустит за бокалом вина. Парень старался порадовать ее, занимался все больше, втайне от тренера боксировал, постоянно повышая нагрузку. Так продолжалось до тех пор, пока на врачебной комиссии Максим не услышал, что врач запрещает ему тренировки, поскольку требуется пройти обследование сердца. Подросток решил не говорить об этом маме, подумал, что все «как-то само разрулится».
Из-за того, что Максим скрывал новость о перерыве в спортивной карьере, ему приходилось по вечерам прятаться. Скитаясь по городу, он отсиживался во дворах, в этот момент его пронизывали, словно ножом, чувства: обида, злость, разочарование.
Подросток стал много времени проводить в соцсетях, вскоре познакомился с ребятами, которые подсказали, что есть классное средство от его хандры — наркотики. Первая доза была бесплатной.
Мы опустим моменты, когда Максим думал, что получил волшебную таблетку от боли и тревог, сразу перейдем к кульминации «дружбы» с наркотиками и расскажем, что произошло после потери сознания у доски в школе. К тому времени у подростка уже были проблемы в учебе, с мамой он почти не общался. Осмотрев Максима, врач вызвал родителя на беседу.
Сын все отрицал, кричал и плакал. Это было очень сложное время. Путь «наркология — дом — снова наркотики — снова наркология» парень проходил не раз, пока мама не поняла, что это зависимость и одних лекарств для лечения будет мало.
Дорогие читатели, это собирательный образ, поскольку психологический кодекс не позволяет нашим специалистам рассказывать истории своих клиентов, однако он содержит в себе частички реальных случаев консультирования.
Итак, вы увидели, что еще задолго до привыкания у Максима были трудности. Конечно, не все справляются со сложными ситуациями уходом в наркоманию, все зависит от индивидуальной нервной системы, особенностей психики, темперамента, склада характера и самое главное — уровня поддержки в непростой для человека период — «подростковый возраст».
Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок начал употреблять наркотические вещества, то для начала мы предлагаем вам разобраться с тем, что представляет из себя подростковая зависимость от наркотиков.
Читайте интервью с ведущим психологом регионального центра «Семья» Еленой Подгорной.
Елена, зависимость — это болезнь тела или что-то психологическое?
— Совершенно неправильно приравнивать наркотическую зависимость к словосочетанию «вредная привычка», потому что привычка — это такое состояние, с которым я могу справиться усилием воли. Зависимость совсем иная история. Однозначно это болезнь, к ее лечению зачастую нужно подключать врача. Ребенок (и взрослые тоже) находится в таком положении вещей, что это состояние управляет им, а не наоборот, когда за всеми процессами следит наше сознание.
Но. Какой бы ни была зависимость, надо понимать, что она не формируется, не развивается без предыстории. Когда человек принимает решение справиться с проблемой, «убегая» в аддикцию, то уже необходимо работать с психикой, с нашим ментальным здоровьем — душевным состоянием. Задача нарколога — вывести из организма токсичные вещества, уменьшить ломоту в теле, снизить последствия абстинентного синдрома.
Однако в случае, когда мы воздействуем только на тело и не устраняем причину того, почему и зачем подросток выбрал уход в аддикцию, все медицинские манипуляции оказываются почти бесполезными. Здесь и подключаются психологи, психиатры, психотерапевты, которые прорабатывают с зависимым мотивацию на лечение, на получение психотерапевтической помощи.
Терапевты работают с последствиями, которые оказал наркотик на нервную систему и психические процессы в целом. Психолог берет на себя часть поддерживающих консультаций, чтобы человек не сдался. Когда волевые качества подростка окрепнут и он будет готов погрузиться в работу с собой, со своими эмоциями, то можно приступать к психоконсультированию по разбору возможных причин, которые привели к аддикции.
Можно ли начинать работу с психологом, если подросток находится под воздействием наркотического вещества (говорим о легком состоянии опьянения)?
— Работа, особенно с эмоциональным состоянием, будет неэффективной, если начинать в момент, когда подросток находится в наркотическом опьянении. Я уже говорила, что задача психолога — проработать первопричины зависимости, а они кроются в тех воспоминаниях, когда ребенок еще не пробовал вещество.
Единственное — можно оказать помощь по выработке мотивации на лечение, но и эту стадию выхода из зависимости предпочтительнее делегировать специалисту, который будет проводить лечение: психотерапевту в наркологической клинике, психиатру. Когда подойдет этап реабилитации, тогда участие психолога уже должно быть обязательным. Но пока психологическая помощь носит рекомендательный характер, поскольку получение ее у нас добровольное, и многие пропускают этот этап лечения.
Обратиться к консультанту сразу можно, когда подросток употребил наркотик разово и не находится в опьянении, тогда целесообразно подключить психолога. Семья и сам подросток могут обратиться на телефон доверия — анонимно (8 800 2000-122). Предпочтение стоит отдавать психологам специализированных центров или консультантам, которые имеют опыт работы с такими ситуациями.
Почему или зачем подростки пробуют наркотические вещества?
— С точки зрения возрастной психологии, подростковый этап взросления сопровождается кризисом — большими переменами в теле и нервной системе, идет активное сопротивление многим социальным устоям, формируются уникальные особенности личности. Все это подростком во внешнюю среду отзывается тем, что он начинает бунтовать.
В этот момент детям хочется больше времени проводить со сверстниками, поэтому на то, попробует ли ребенок наркотик или нет, окажет большее влияние его референтная группа — друзья и знакомые. Если среди них будут зависимые или распространители, то вероятность употребления возрастает в разы.
Хочется подчеркнуть, что и без сложных жизненных потрясений подростки часто чувствуют себя одинокими, у них происходит практически ежедневная переоценка ценностей, из-за этого появляются страхи, сомнения, неуверенность в себе, поэтому тинейджеры находятся в уязвимой группе тех, кто может уйти в наркотическую зависимость быстрее и легче.
Наркодилеры знают о том, что подростки склонны к риску, больше испытывают потребность в новых ощущениях, любопытны, и пользуются этим. Пробуя что-то новое, несовершеннолетние хотят казаться взрослыми, поэтому больше подвержены влиянию чужого мнения.
Быстрее приходят к привыканию те дети, которые переживают конфликты внутри семьи. Частый пример причины ухода в аддикцию: подросток уже не может справиться с атмосферой, не способен повлиять на ситуацию (развод отца и матери, например), либо, напротив, находится под чрезмерной опекой родителей и использует любую возможность для того, чтобы вырваться, необязательно это уход в зависимость, но убежать от ситуации он будет стараться.
Получается, сами родители могут стать причиной / положить начало предрасположенности к зависимостям?
— У меня был случай с одной женщиной, которая делала, как она говорила, все для своей дочери. Одним из примеров такой заботы был контроль. Она отвозила и забирала ее из школы, кружков, от друзей вплоть до 15 лет, пока не пришла ко мне с такой историей: «Оказывается, я совсем не знаю своего ребенка.
Я думала, что контролирую всю ее жизнь, ведь всегда рядом. Но выяснилось, что после того, как я ее довозила до школы, она все время учебы пряталась в туалете. А когда встречала и провожала до кружков или несуществующих друзей, дочь уходила неизвестно куда, чтобы потом вернуться к назначенному времени».
Наркомании подвержены подростки, которые не имеют, не видят стимулов в жизни. То есть они не получают удовольствия от достижений, у них мало успехов, заниженная самооценка. А когда нет удовольствия от какой-то деятельности, тебе очень хочется закрыть эту потребность, и желание усиливается, если близкие люди, родители не обращают на это внимания. Тогда ребенок может найти удовольствие в аддикции, если столкнется с ней из-за обстоятельств, которые я уже озвучила.
Я хочу сказать, что риску аддиктивного поведения подростка может быть подвержена любая семья, но все же если родители стараются выстраивать доверительные отношения, давать поддержку и помогать детям реализовываться, риск существенно снижается.
Ни одна семья не застрахована, ни один пример воспитания, даже так называемый правильный, не сводит к нулевым показателям риски ухода в зависимость подростками. В этом возрасте родителям надо выстраивать доверительные отношения. Мамам и папам важно слушать своих детей, отказаться от диктатуры и тотального контроля над жизнью ребенка.
Все говорят, что эта зависимость неизлечимая и самая сложная: это так? Почему?
— Начнем с вопроса — что такое наркомания? Это непреодолимое пагубное желание к определенному наркотическому веществу, которое изменяет состояние, приводит к эйфории. При этом неважно, кто входит в зависимое поведение, в любом случае человек проходит целый путь: причина, симптомы, побочные эффекты, следствия от побочных эффектов, поэтому принято считать, что зависимый, который принимает лечение, даже после реабилитации не выздоравливает, а находится в ремиссии.
Почему это так? Возвращаемся к тому, что мы уже проговорили. Уход в зависимость имеет свои причины, предысторию, которая может также поддерживается референтной группой — друзьями (знакомыми), после лечения и реабилитации они остаются, как правило, в окружении еще какое-то время.
Ремиссия не говорит о том, что человек — наркоман и с определенным процентом вероятности вернется к употреблению. Давая такое определение, специалисты говорят о том, что риски остаются, но тем не менее возможно прийти к социальной жизни без желания уйти в зависимость.
На дальнейший исход будут влиять наличие поддержки, смена окружения, работа с причинами, подтолкнувшими к зависимости. Рекомендую сразу обратиться к специалистам. Бывшие наркоманы бывают, многие находятся в ремиссии долгие годы, не возвращаясь к прежнему образу жизни, строят семью, карьеру, ведут социально одобряемый образ жизни.
Получается, наркотик дает быстрое удовольствие?
— Давайте сравним это с процессом получения самого знакомого удовольствия, например, от деятельности, от любимого дела. Хоть мы и испытываем противоречивые чувства в труде (то чувствуем удовольствие, то уныние в работе), но когда получаем желаемый результат, то ощущаем наслаждение, происходит выработка дофамина — гормона счастья.
Организм понимает, что для поддержания данного процесса ему нужно вырабатывать этот гормон. На психологическом уровне удовольствие придает смысл самому процессу, зачем мы вообще что-то делали. Мы чувствуем себя счастливыми. Система работает, как часы, все «детали» на своем месте и движутся в заданном направлении.
Как происходит процесс получения удовольствия при приеме наркотических веществ? Вначале человек испытывает некоторую эйфорию, ощущения кажутся ему в разы ярче, чем в трезвом состоянии от радости, например. Но не учитывается, что эти стимулы созданы искусственно. И когда наш организм запоминает и узнает о возможности получения дофамина таким быстрым путем, то ему незачем становится вырабатывать «гормон счастья и удовольствия».
Спустя какое-то время и сам наркотик перестает быть эффективным в этом плане. Происходит некоторое обнуление этой функции. Человек без наркотика теряет вкус к жизни, становится депрессивным. По этой причине, кстати, увеличивается и дозировка вещества. Чем дольше срок употребления, чем сильнее вещество, тем сложнее вернуть нервную систему в дозависимый период, когда функция выработки этого гормона работала и человек осознавал смысл своей жизни.
Какие остаются последствия для психики и нервной системы после употребления наркотиков детьми?
— Сама зависимость — привыкание к наркотику — у подростка может начать развиваться уже при первом потреблении, это во многом зависит от того, какое вещество употребил ребенок. Процесс аддикции проходит более стремительно, в подростковом возрасте идет разрушение всей высшей нервной деятельности, благодаря которой мы испытываем чувства, ощущения, воспринимаем происходящее по-своему и так далее.
Ослабевают все когнитивные функции: память, речь, внимание и остальные. Во всем организме происходит сбой, очень сильно страдают репродуктивная система, сердечная и сосудистая система, мозговые процессы претерпевают иногда необратимые изменения.
Все это проявляется паническими атаками, галлюцинациями даже в те дни, когда ребенок не потребляет наркотик. Появляется повышенная тревожность, развиваются фобии. Синтетические наркотики способны за 2–4 года довести человека до психиатрического заболевания: шизофрении, психоза и т.д. У детей это все происходит более ярко, агрессивно и страшно, потому что организм еще не успел сформироваться.
Назовите пять признаков того, что подросток предрасположен к зависимостям?
— Подчеркну, что в зависимость может попасть ребенок с различными чертами характера, темперамента и социальным статусом, потому что этому способствует не только сам человек, но и череда пережитых эмоций, чувств, жизненных трудностей. Да, скорее всего, мягкие, замкнутые, неуверенные дети, подростки, которые пребывают в депрессивном состоянии, на фоне кризиса могут быть более склонны к аддикции. В зоне риска все те, кто не имеет доверительных отношений с родителями или близкими людьми, находится в стрессе и имеет соответствующее неблагоприятное окружение вокруг.
Трудно будет тем детям, которые выросли в среде с толерантной позицией к употреблению разных веществ: наркотиков, никотина, алкоголя.
Социальная среда оказывает огромное влияние. Если твое окружение этому не способствует, то какой бы ни был у тебя темперамент, характер: податливый или не очень, ты сможешь уйти от трудностей в альтернативные варианты — туда, где этого нет, где употребление не поддерживается, где к наркомании воспитывается негативное отношение (не путать с диктаторским запретом!).
На этом прервемся и подытожим тем, что в «синдроме наркозависимости» важным является не только характер вещества, частота его применения или физиология человека, большое значение имеет психологическое состояние подростка до начала употребления.
Разобраться с предысторией помогают профессиональные психологи. Они вернут в те трудности, которые привели к употреблению, научат, как осознанно с ними справляться, поспособствуют поддержке мотивации на лечение для выхода в пожизненную ремиссию.
В следующей части серии публикаций о подростковой наркомании читайте: «Как помочь детям, употребляющим наркотические вещества?»
Психологи принимают по предварительной записи по телефонам:
8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.
Друзья, подписывайтесь на наш телеграм-канал