В конфликте, когда ребенок отстаивает свои интересы, он может вести себя по-разному. Иногда он может за свои вещи или игрушки драться в песочнице. Родители не понимают такое состояние ребенка и не учитывают его личных особенностей, считая агрессию тем, что причиняет им неудобство. Взрослые часто, предъявляя ребенку завышенные требования, запрещают агрессивные проявления, тем самым усугубляют его протестные реакции.
В ряде случаев при проявлении детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Оно должно быть нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Взрослому стоит придерживаться следующих правил:
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии со стороны ребенка. Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения внимания родителя. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то важное.
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
– выражение понимания чувств ребенка: «Конечно, тебе обидно…», «Ты чувствуешь раздражение и злость, я понимаю тебя…».
– переключение внимания, предложение какой-либо деятельности: «Помоги мне, пожалуйста…».
– позитивное обозначение поведения ребенка: «Ты злишься, потому что ты устал».
- Акцентируйте внимание на поступке (поведении), а не на личности ребенка. Для родителя важно помнить, что лучше проводить четкую границу между поступком и личностью ребенка, чем ругать его и кричать на него. Можно использовать технику объективного описания поведения. После того, как ребенок немного успокоился, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя агрессивное поведение ребенка, важно понаблюдать и за собой: можно отследить и собственную агрессивность. Дети сильно переживают, когда видят ссорящихся родителей. Чем сильнее скандалы, свидетелями которых бывают дети, тем более мощный стресс они испытывают. Как и в других областях человеческого поведения, сильные негативные переживания могут вызывать у детей агрессивные реакции. При разговоре с ребенком важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Если неприятные чувства действительно побуждают ребенка к агрессии, то вполне может быть, что у детей, часто подвергавшихся негативным воздействиям, к подростковому возрасту и далее в ходе взросления постепенно разовьются сильно выраженные наклонности к агрессивному поведению. Для ребенка важно, чтобы взрослый был способен понять его чувства и помочь справиться с ситуацией. Один из путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого можно использовать следующие приемы:
- Констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно».
- Констатирующий вопрос: «Ты злишься?»
- Раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь меня обидеть?»; «Ты хочешь продемонстрировать силу?»
- Обнаружение и сообщение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит».
- Взрослый может апеллировать к правилам: «Мы с тобой договаривались!»
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен понять, что родители его любят, но против того, какие поступки он совершает.
- Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощьность.
Родителям необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Эти правила помогают обеспечить позитивное разрешение конфликтов и справиться с агрессивным поведением ребенка.
Совместная деятельность и творческие занятия могут создавать ситуацию успеха и конструктивного решения конфликтов, поэтому в выстраивании доверительных взаимоотношений, взрослому необходимо находить время для того, чтобы проигрывать, разбирать сложные для ребенка ситуации. Ребенку необходимо получать поддержку взрослого. Поиграйте с ним, покажите, как он важен и значим именно для вас.
Составитель: Ставрова Александра Владимировна, педагог-психолог Регионального центра «Семья»