Детский дошкольный негативизм: с чем сталкивается родитель?

Обычно кризис трёхлетнего возраста ознаменуется проявлениями протеста и протестной реакции малыша на излишнюю требовательность, жёсткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается это в том, что ребёнок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на содержание действий. При сильно выраженном негативизме можно получить отказ ребёнка на любую просьбу или требование взрослого. Малыш даже может поступать вопреки своим эмоциональным переживаниям.

Например, очень хочет идти в цирк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Поскольку он сам же от этого и страдает, такие протестные реакции могут сопровождаться как гневом ребёнка, так и слезами. Обратите внимание, что, если окружающие начинают отвергать ребёнка, он может стать «неблагополучным» в эмоциональном плане – это может «гасить» его интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия ребёнка уходит на борьбу с самим собой, тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жёсткого дефицита.

Ребёнок может противоречить взрослому даже в совершенно абсурдной форме. Например, на высказывание взрослого «Какие у тебя красивые косы!» ребёнок отвечает: «Нет, некрасивые!».

Регулярная и правильная забота взрослого о ребёнке обычно помогает малышу справиться с собой. Лучшее, что можно сделать, это оставить ребёнка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Любой психически здоровый малыш, даже в фазе острого кризиса, отвлекаем. В некоторых случаях решить этот вопрос помогают «просьбы наоборот». Например: «Сейчас мы никуда не пойдём. Пожалуйста, не одевайся сам!»

Главное продемонстрировать ребёнку спокойное и эмоционально нейтральное поведение. И необходимо помнить, что в негативизме есть и положительная сторона: ребёнок таким способом выражает своё отношение к окружающим взрослым, но не действует, как раньше, или только под влиянием своих эмоций.

Однако при авторитарном стиле взаимодействия с ребёнком, если родитель властно подавляет ребёнка, ситуация может закрепить протестное поведение. При межличностном взаимодействии с малышом важно вести диалог, и с возрастом негативизм уменьшится и пройдёт.

Надо помнить: чем доверительнее и спокойнее отношения ребёнка с родителем, тем мягче будет проходить негативизм и сами кризисные моменты для малыша. Крики, раздражение, авторитарность родителей будут усугублять негативные моменты в данном возрастном периоде.

Чем родитель может помочь?

  1. Прежде всего такому ребёнку требуется постоянное доброжелательное внимание.
  2. Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества негативно настроенного ребёнка, ведь он привык к порицанию, которое по замкнутому кругу подкрепляет его агрессивные стороны.
  3. Необходимо предлагать малышу приемлемые способы выражения своих чувств гнева и раздражения: громко петь вместе любимую песню, сказать о своих чувствах, поиграть в игру «кто громче кричит», смять и выбросить бумажную/ пластилиновую фигурку обидчика или устроить морской бой.
  4. Чаще рассказывайте о своём опыте из вашего детства и трудных ситуациях: как вы справлялись с ним, что переживали, о победах и поражениях.
  5. Говорите малышу о своих чувствах, о будущем.
  6. Помните: «Верная указка не кулак, а ласка.». Ваш малыш нуждается в вашем внимании.
  7. Заранее настройте ребёнка на новую для него ситуацию, проговорите, что будет в случае похода в гости, посещения врача, перехода в новую группу детского сада и т. д.
  8. Поскольку малыш ещё осваивает собственное тело, негативизм сказывается напряжением мышц и зажимами, поэтому чаще играйте с ребёнком в подвижные игры, которые могут заканчиваться релаксационными упражнениями.
  9. Сконцентрируйте внимание ребёнка на дыхании, разговаривайте спокойно. Купите ребёнку краски: через рисунок ребёнок выплеснет свои эмоции и сможет снять напряжение.
  10. Помните, ваша задача – помочь ребёнку справиться с гневом и негативными чувствами.

Эмоции, которые загнаны внутрь, усиливают стрессовое состояние малыша: когда вы его ругаете, подчас ребёнок вообще не понимает ваших требований, так как, бывает, взрослый завышает требования, повышает голос на ребёнка. Помните: подобные ситуации приводят к неврозам у детей и взрослых.

Для трёхлетнего малыша важно предъявлять себя и проявлять бурно свои эмоции. Безусловно, кризисный период сложен и для ребёнка, и для взрослых. Но со временем бурные эмоциональные проявления ребёнка проходят. Это период, когда у ребёнка стремительно меняется отношение к окружающим его людям, к самому себе. И от того, насколько готовы меняться вслед за ребёнком взрослые, зависят его гармоничное личностное развитие и дальнейшее взросление.

 

Составитель: Ставрова Александра Владимировна,  педагог-психолог Регионального центра «Семья»

 

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.