Альфред Адлер, австрийский психолог, психиатр и мыслитель, внёсший значительный вклад в развитие концепции индивидуальной теории личности, выделял следующие «позиции» ребёнка в семье:
– единственный ребёнок,
– старший ребёнок в семье,
– средний ребёнок,
– младший из двух детей,
– младший из трёх и большего числа детей.
Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Опираясь на эту концепцию, попытаемся проанализировать, как порядок рождения ребёнка влияет на формирование его личности.
Единственный ребёнок. Родители стараются баловать единственного ребёнка, и такие дети могут в последующем испытывать необходимость в восстановлении привилегированного положения «любимчика», просто захватывая «центр сцены», не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть два возможных исхода развития: ребёнок может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Для единственного ребёнка в семье важнейшая задача – понять взрослых. Постоянно решая её, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обострённое чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видимо, в силу того что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним. Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительского внимания и опеки, ребёнок может быть практически не предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребёнка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».
Старший ребёнок проходит в своём развитии три стадии:
- Он – единственный, уникальный, находится в центре внимания родителей. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять больше времени и внимания первому ребёнку и стараются быть осторожными, снисходительными и оберегающими.
- С рождением младшего ребёнка ситуация резко меняется. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребёнок теряет власть над ними.
Появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму «свержения с трона». Отныне он перестаёт быть единственным, и вынужден делить со своим братом или сестрой родительскую любовь. Ощущения старшего ребёнка можно сформулировать примерно так: «Моё место занял теперь кто-то другой». Здесь могут возникнуть зависть и конкуренция между детьми, эмоциональная нестабильность, причём такая реакция первого ребёнка на появление младшего сильнее, если второй ребёнок одного с ним пола.
- Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. На третьей стадии ребёнок находит выход из создавшегося положения, руководствуясь тем, что он старше и умнее. Это решение старшего ребёнка закрепляет и поведение родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в своё оправдание, что по сравнению с малышом он умнее и опытнее, и может многое делать сам. Родители зачастую возлагают на старшего ребёнка слишком большие надежды. Ему приписывается ответственность, от него ожидают, что для младших детей он будет примером во всем. В результате ребёнок может стать строгой или авторитарной личностью. Он чувствует, что закон на его стороне. Старшие дети – это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие по правилам). Они добросовестны, серьёзны, упрямы, ответственны, причём чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребёнок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.
С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой – они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достаётся теперь львиная доля родительского внимания. В этом случае старший ребёнок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним). Например, старшая дочь, старательно копируя мамину интонацию, может отчитывать младшего брата за его проделки.
Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до 6 лет. Поэтому, возможно, что первенец, если он старше остальных детей более, чем на 6-7 лет, сохранит характеристики единственного.
Младший из двух детей в семье. Этот ребёнок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость и оптимизм. Ответственность за всё происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми, младший ребёнок – манипулятор. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силён (обычно это спорт или искусство).
В случае допуска ошибок в воспитании младшие могут обнаруживать большую импульсивность, враждебность, драчливость, ведь они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому они эмоционально стабильнее. Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш». Показательный пример – книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». А ведь требования, которые родители предъявляют к детям, должны быть едины, независимо от порядка рождения.
Средний ребёнок. На среднего ребёнка не накладывает отпечаток «быть впереди», как на первенца, но оставаться малышом, как рождённый последним, он тоже не может. Среднему ребёнку с самого начала задаёт темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды. В результате второй ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребёнка характерна ориентация на достижения. Родителям следует понимать, что недостаток внимания с их стороны часто приводит к тому, что средний ребёнок чувствует себя брошенным. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.
Младший из трёх или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сёстрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребёнком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка-дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» – обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлён в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален. К моменту рождения младшего ребёнка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему.
В случае, если в семье двое детей, и они разного пола, то и с мальчиком, и с девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребёнку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим 6 лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.
С рождением каждого ребёнка атмосфера в семье меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребёнка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение и к способу воспитания. Возможно, в экономическом плане они стали более благополучны. Или они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно сказывается и на детях. Каждый новый ребёнок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы может ощущать себя посторонним в этой семье.
Разумеется, описанные закономерности лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Возможно, знание этих тенденций поможет родителям более конструктивно выстраивать отношения со своими детьми.
Составитель: Достовалова Джамиля Халиловна, ведущий психолог Регионального центра «Семья»