«Он что, будет в моих мозгах копаться?» Рассказываем подробно о том, как работают психологи

Самый частый вопрос, который мы получаем в нашем онлайн-чате: «Что со мной будет делать психолог? Мы просто поговорим и все?» В этой разъяснительной статье мы хотим рассказать о том, как проходит психологическое консультирование и что отличает его от психотерапии.

Какой бывает помощь?

Существуют три схожих вида психологической помощи: психоконсультирование, психотерапия и психокоррекция. Консультирование принципиально отличается тем, что психолог работает с людьми без расстройств психики.

Психотерапия предполагает воздействие, некое лечение клиента. Психолог помогает осознать, прожить эмоции, скорректировать суждения, укрепить самосознание человека, чтобы помочь ему справиться с психическими, нервными и психосоматическими расстройствами.

Психологами в терапии и в консультации, если позволяют навыки, применяется психокоррекция — это различные варианты воздействия: аутогенная тренировка, тренинговые методы, имаго-метод, морита-терапия, арт-терапия.

«Он что, будет в моих мозгах копаться?» Рассказываем подробно о том, как работают психологи

Но вернемся к консультации. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать их и обсудить те истории взаимоотношений, которые могли стать источниками трудностей и, как правило, не осознаются и не контролируются человеком. Консультант воздействует на клиента более мягко, чем психотерапевт, его задача — мобилизовать ваши личные ресурсы.

Консультирование предполагает в основном рациональную работу с сознательным и заинтересованным клиентом. Психотерапия больше направлена на бессознательные и иррациональные стороны психической жизни человека. Клиент получает профессиональный анализ проблемы, необходимые сведения и рекомендации практических действий, которые нужны для ее решения. Психотерапия больше стремится скорректировать состояние человека.

Психотерапия более узконаправленная. Во-первых, психотерапевт чаще работает в рамках той или иной терапевтической школы. Либо он психоаналитик, либо гештальт-терапевт, либо приверженец гуманистической психотерапии и т. д. Во-вторых, он специализируется в определенной области психологических проблем.

Например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью или лечить фобии и т. д. Психолог-консультант чаще работает как «сельский доктор», который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно найти подход в непредвиденных случаях.

«Он что, будет в моих мозгах копаться?» Рассказываем подробно о том, как работают психологи

Что такое консультация у психолога?

После встречи с психологом многие клиенты произносят фразу: «Мы просто поговорили, но мне почему-то стало легче». И вот это главное в работе консультанта. Многие психологи называют взаимодействие с клиентом терапевтической беседой.

Почему именно речь является в консультации главным, но не единственным, инструментом для помощи? Давайте совершим короткий экскурс в науку «Психологию». Советский психолог, педагог и педолог Лев Выготский в своих трудах пришел к выводу, что мышление и речь человека развиваются, как две параллели, до определенного момента, пока на одной из стадий развития не начинают пересекаться и у индивида рождается такая способность, как «речевое мышление».

Пока на консультации клиент рассказывает про свою ситуацию, напротив него сидит не собеседник или друг, который ему сопереживает и слушает, в эти минуты работает специалист. Психолог знает о том, что у человека существует не только внешняя речь, есть еще и внутренняя, поэтому консультант в процессе беседы старается уловить обе «говорящие» стороны.

Когда психолог понимает, что вы приблизились к главному, он начинает разворачивать и обращать ваше внимание на то, что является причиной внутреннего беспокойства. На этом этапе вы можете слышать вопрос: «Как вы думаете, почему вас затронули именно эти слова?»

Случается так, что речь, например, из-за эмоционального состояния человека или его склада личности оказывается малоинформативной. Тогда психолог «разговаривает» с вашим телом — считывает эмоции, обращает внимание на реакции и движения. Уточним, что только дипломированные психологи изучают язык тела и жестов, основываясь на базовых знаниях анатомии и функций высшей нервной деятельности.

Научные знания помогают консультанту видеть клиентов, которым требуется помощь медицинского специалиста: терапевта, невролога, психиатра, и отправлять их к ним, а не брать в работу. У психологов такого уровня есть понимание, что такое «психическая норма и психопатология».

Для того чтобы понять человека, часто психологами применяется психодиагностика: тесты, опросы, специальные методы с использованием аппаратов, такие как БОС-терапия. Ассоциативные методики, например, МАК-терапия (карты). Проективные психологические игры — они похожи на настольные.

Какую же подготовку проходит психолог, чтобы беседа стала «лечебной» для клиента? Он учится. Расскажем об этом далее, а пока обратите внимание на галерею ниже: на карточках перечислены виды активного слушания, которые консультант может применять на сессии. После этого вы, надеемся, уже никогда не скажете: «Почти всю консультацию мой психолог просто молчал и иногда задавал вопросы».

Подходы и теоретические ориентации

Иногда случается некоторое недопонимание. Для клиентов, которые еще не были на консультации у психолога и знают об их деятельности по тому, что читали в интернете, друг от друга специалисты отличаются только стоимостью услуги.

Многие так и говорят: «Все вы, психологи, одинаковые». Сложно тут в чем-то упрекнуть людей, поскольку, в отличие от врачей, где пациенты легко могут понять разницу между терапевтом и кардиологом, уловить различия консультантов, один из которых работает в КПТ-подходе, а другой в гештальт-практике, не так просто.

Далее мы вам расскажем о подходах, которые являются фундаментом для консультаций психолога. Мы возьмем самые известные и принятые психологическим сообществом направления. Постараемся вам рассказать о них, не углубляясь в науку.

Перед тем как проводить консультации, психолог определяется, в каком подходе он будет работать с клиентами. Подход — это некий постулат, учение, на которое ориентируется психолог, в которое верит сам, что оно помогает человеку разобраться с собой и тем, что его беспокоит.

«Он что, будет в моих мозгах копаться?» Рассказываем подробно о том, как работают психологи

Выделим три основных подхода: глубинная психология, бихевиоризм и гуманистическое направление.

Глубинная психология

Это все, что вы могли слышать про психоанализ Фрейда. Главная цель психоанализа заключается в выявлении и изучении подсознательной сферы, которая управляет человеком. Консультанты словно перестраивают все восприятие индивида, начиная с детства и до момента взросления.

Задача психолога — научить клиента распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов, действующих на подсознательном уровне. По итогу такой работы почти все бессознательные процессы в идеале должны перейти в сознательные, чтобы человек смог на них влиять.

Бихевиоризм

Его еще называют поведенческим подходом, то есть консультант будет воздействовать на ваше привычное поведение. У такой работы имеются готовые решения: «Делай так, тогда все изменится». Приемами такого взаимодействия являются, например, тренинги, в процессе которых происходит тренировка настойчивости, релаксация, снижение страхов, применяются ролевые игры, моделирование поощрения и наказания (гуманные).

Гуманистическое направление

Задача психолога состоит в том, чтобы как можно глубже понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Здесь применяются навыки внимания, выслушивания, качественной эмпатии. Такие психологи ориентируются на ваш индивидуальный рост.

Психолог-консультант, работающий в рамках экзистенциального подхода (помогает обрести смысл, принять ответственность за собственную жизнь), ставит целью подвести клиента к осмыслению жизни, осознанию своих ценностей и изменению личного пути на основе этих приоритетов с принятием полной ответственности за личный выбор.

Из трех основных подходов — направлений в работе с человеком появились еще множество продолжений, но мы снова расскажем только о трех из них.

Гештальт-подход

В этом направлении психологи придерживаются убеждения, что все личностные трудности исходят из конфликта человека со средой, в которой он растет и живет, параллельно с этим он имеет сложности с саморегуляцией.

Цель психологической помощи в таком подходе — это восстановление контакта клиента со своими чувствами; развитие ответственности; развитие способности формировать и завершать гештальты (образы из прошлого); овладение навыками саморегуляции и др. В таком подходе особое внимание уделяется развитию способности принимать решение и делать выбор.

Транзактный анализ

Психологи, приверженцы этого направления, убеждены, что структура личности человека состоит из эго-состояний: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Консультант ведет клиента к осознанию саморазрушающих сценариев, установок, которые мы перенимаем от окружения.

Например, в ходе консультации психолог понимает, что клиент живет только с позиции взрослого и родителя, но не дает себе возможности побыть в каких-то ситуациях ребенком, тогда роль родителя берет на себя консультант и помогает клиенту прожить «детство». На сессиях часто применяются психологические игры, которые помогают менять сценарии в реальной жизни.

КПТ (когнитивно-поведенческая терапия).

Специалисты считают ее интеллектуальной, поскольку в процессе беседы консультант приводит человека к осознанию того, что одна и та же информация разными людьми воспринимается неодинаково, как и то, что мы несем в этот мир, окружением принимается по-своему.

Психолог вместе с клиентом подходит к адекватному восприятию реальности, не через призму субъективного отношения. Это работа с мыслями, с отношением к данной ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления, которая в конечном итоге приведет к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих стереотипов дальнейшего поведения.

Надеемся, вам было сложно все это читать, потому что это только 1% того, что изучает психолог (дипломированный) перед тем, как приступить к, что называется, «Мы просто поговорим». А ведь еще существуют такие успешные направления, как: «Психодрама», «Телесно-ориентированный подход», «Гипнотический транс», «Коучинг».

Процесс консультации

После того как консультант определился с тем, в каком подходе он будет работать, или выбрал смешанный вариант, то можно говорить о самой терапевтической беседе. Надо понимать, что хоть и существует типология клиентов и их проблем, каждая история с запросом индивидуальна, невозможно создать модель, которая подходила бы под любого.

Есть, например, ситуации, когда человек находится в сильной тревоге, а его запрос: «Проблемы с самооценкой». Очевидно, что консультант скорректирует процесс беседы так, чтобы вначале стабилизировать эмоции, а только потом разбираться с принятием собственного «Я». Однако мы покажем вам некий стандарт проведения консультации, которая делится на несколько стадий. Смотрите карточки ниже, листайте галерею.

Психологи, как и журналисты, проводят интервью. В литературе обычно приводится «пятишаговая» поэтапная модель этого процесса:

1 этап — установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 этап — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема»;

3 этап — осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего вы хотите добиться?»;

4 этап — выработка альтернативных решений, которые можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;

5 этап — интервью, обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Выход из консультации

В среднем оптимальной продолжительностью одной консультации считается 1–1,5 часа. При хорошем контакте с клиентом пройти удается все указанные выше стадии, но иногда требуется встретиться повторно. Для конструктивного результата необходимо, как правило, 5–6 встреч, терапия предполагает как минимум 10 консультаций.

Случаи, в которых требуется продолжить работу:

а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса (а то и только первая!), они в табличке выше;

б) оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле, и начал открываться только на второй-третьей консультации;

в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультаций с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.).

В завершении консультации психолог резюмирует то, что прозвучало или произошло в процессе встречи. Интересуется, к чему, к какому решению пришел клиент, обсуждается вопрос продолжения встреч. Приободряет, произносит слова, которые стабилизируют состояние клиента, провожает до двери и говорит: «До свидания».

«Он что, будет в моих мозгах копаться?» Рассказываем подробно о том, как работают психологи

Этой статьей мы хотели вам показать, что за беседой на консультации у психолога кроется «темная», в хорошем смысле, сторона — работа, которая поначалу не видна клиенту. Однако, поверьте, с опытом обращений человек сам начинает чувствовать что такое саморегуляция, понимает, какие родительские установки формируют его сценарий жизни.

Как вы думаете, чем психологи заканчивают консультацию для себя? Рефлексией (осознанием) вопроса: «Помогла ли консультация клиенту». Если возникают сомнения, они обращаются за консультацией сами к наставникам — этот процесс называется супервизией, но это уже материал для другой статьи.

По завершению данной публикации нам бы очень хотелось, чтобы читатели пришли к осознанию, что консультация у психолога — это процесс, за которым кроются годы обучения и практик. Проходят такой путь к профессии только те консультанты, которые получили высшее образование, завершили практику в различных школах, которые учат подходам, о которых мы рассказали выше.

Поэтому если вы столкнулись с психологическими трудностями, беспокойными состояниями или ситуацией, которая с вами произошла, но никак не приходит к принятию и завершению, не можете построить отношения или просто тревожитесь по непонятной причине — обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Рекомендуем сделать это у нас — в тюменском региональном центре «Семья».

Психологи принимают по предварительной записи по телефонам:
8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.

Статья подготовлена и основана на материалах книг «Введение в психологическое консультирование» В.Ю. Меновщикова и «Психологическое консультирование. Теория и практика» Николая Линде.

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.