«Смотрите, наш Сашенька пошел!» — такой фразой встречают первые шаги малыша, а такими словами сопровождают сотые: «Ты куда идешь? Не трогай там ничего».
В психологии есть такое понятие, как кризисы, но для консультантов это не означает развал чего-то, напротив, говорит о том, что грядут изменения.
Какие кризисы проходят дети раннего развития?
- Кризис рождения. Он начинается, когда ребенок попадает из водной среды в кислородную.
- Кризис 1 года жизни, когда малыш из горизонтального положения переходит в вертикальное.
- Кризис 3 лет, который начинается в 2–2,5 года. На этом этапе появляется первичная самостоятельность, выстраиваются более сложные отношения. Именно в этот период у ребенка часто сменяются эмоции.
Известный ученый-психолог Эрик Эриксон ввел понятие кризиса идентичности.
1 год — доверять окружающему миру или нет?
3 года — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
7 лет — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
13 лет — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
17 лет — кто я и чего я хочу?
Взрослые в силу своей душевной организации на перемены детей реагирует по-разному: кто-то пытается разобраться, некоторые кризисов стараются не замечать, а другие начинают сильно тревожиться.
Ведущий психолог тюменского регионального центра «Семья» Александра Ставрова уверена, что ошибки родителей хоть и разнообразны, но бояться их не стоит. Консультант считает, что трудности в воспитании детей раннего возраста могут начинаться с нарушения самых банальных, но очень важных вещей, таких как, например, режимные моменты.
Не стоит допускать того, чтобы дети были перегружены — интенсивными занятиями, спортом, шахматами, без учета времени на отдых и сон. Излишние нагрузки не принесут пользу развитию, а нарушат нервную систему.
Пребывание на свежем воздухе, полноценное питание по графику, игры и здоровый сон — самое важное в этот период развития. Самая грубая ошибка, которую совершают родители — нарушение режима дня, как бы это банально ни звучало. Какие в принципе могут быть отклонения в развитии ребенка в возрасте от 0 до 2 лет, кроме речи?
— Задержки могут быть не только в развитии речевого аппарата, но и двигательного, что может говорить о нарушениях в нервной системе. Например, когда 2-летний малыш ведет себя, как 8-месячный ребенок: ползает, отказывается ходить, капризничает, не пробует прикорм, возможно, это могут быть симптомы каких-то психических расстройств. Важно следить и за набором веса.
В норме ребенка от 2 до 4-х лет кормить 4–5 раз в день с интервалом 4 часа, но пока малыш не проголодался, не нужно предлагать ему булочку, конфетку или что-то еще. Именно взрослый формирует пищевое поведение ребенка, которое он сохранит на долгие годы, — объясняет Александра Ставрова.
Ребенок может отставать в моторном развитии: ходьба, сжимание кулачка, освоение предметов быта. Не надо бить тревогу, если всего этого ваш двухлетка еще не умеет. До перехода к дошкольному возрасту еще есть время, чтобы освоить бытовой опыт, а также запомнить навыки лепки, аппликации и других творческих дел.
Необходимо делать акцент на том, готов ли ребенок к получению определенного опыта. Стоит учитывать, что малыш может пойти по своему пути развития, и не страшно, если сверстников приходится догонять.
Далее давайте разберем самые частые запросы, с которыми приходят родители двухлеток на консультацию.
Моему ребенку почти 2 года, а он не говорит. Общается на своем языке. Это нормально?
— Речевые навыки появляются со временем, вначале ребенок их накапливает. Потом он выдает какие-то звуки, а только затем пытается овладевать речью — изучает грамматику языка, слушая взрослых. Поэтому дети просят маму повторить слово несколько раз, а потом сами произносят его вновь и вновь.
Если ему особенно понравилось звучание сказанного или ребенок увидел какую-то интересную для него реакцию на это слово, то он будет повторять его, пока не надоест. Поэтому родителям стоит аккуратно выбирать слова, когда они общаются рядом с малышом. Зачастую он даже не понимает значение слова, которое, например, ярко прозвучало от папы.
Родителям важно объяснять значение слов, говорить и показывать, какие фразы социально приняты, а какие нет. Если слова к 3 годам не составляются в предложение и не выстраиваются в речь, то стоит обращаться к психологу.
Он поможет запустить речь. Ведь причины могут быть разные. Например, в коммуникации с мамой у них сложился крайне тесный контакт, когда мать понимает малыша по нескольким звукам или жестам. Она обрывает его желание сказать: «Дай мишку» — действием, потому что только по его жесту и взгляду уже видит, что ребенку нужно. Зачем ему тогда говорить, если понимают и так? К 2–2,5 годам дети говорят уже до 300 слов, а к 5 годам ребенок в норме должен знать и понимать уже более 2000 слов.
Предпочтительнее выстраивать с малышом диалог: «Что ты хотел сказать? Может, не ирушка, а игрушка. Скажи “игрушка”, и я дам».
Как понять ребенка, если он говорит лепетом? Нужно ли идти к психологу?
— Если мама, папа или законный представитель не понимают 2-летнего ребенка, то тут нужно обращаться за помощью к психологам. Родителей, которые приходят ко мне с таким запросом, я прошу записать видео общения с ребенком в домашних условиях. Так мы можем увидеть, на каких этапах общения возникают трудности.
На консультации мы также можем проверить, не является ли причиной лепета, например, глухота ребенка, слух может стать хуже после перенесенного заболевания, и взрослый не подозревает, что малыш плохо слышит слова.
У меня есть специальные кубики, которые издают шум, если малыш на него не реагирует, можно предположить, что ребенок не слышит слова, которые говорит мама, и не может повторить их. Поэтому недопонимание может быть и из-за физиологической причины.
Малышу всего год, а он уже агрессивный, ломает все, кидает игрушки. Психует, когда что-то не получается. Как можно ему помочь?
— Хочется вспомнить утверждение известного психолога, гештальт-терапевта Ирины Млодик, что агрессия — это движение к чему-либо. Если ребенок не знает, как выразить свою энергию, движение, или он не научился еще показывать свои чувства, то может злиться в этот момент, возможно, потому, что у него что-то не получается в игре. Причиной такого настроения может быть и то, что малыш не смог донести свои чувства и эмоции до взрослого, который не понимает его, в ответ на это малыш реагирует агрессией.
Здесь важно наладить контакт и понять причину поведения ребенка. Это достаточно легко — записаться на консультацию к психологу. Но при этом надо понимать, что каждый возрастной этап малыша будет сопровождаться изменениями.
Например, в кризис трехлетнего возраста — «Я сам», который может начаться с 2–2,5 лет, а закончиться в 4–4,5 лет — ребенок предлагает свое «Я». В этот кризис он может резко убирать мамины руки, потому что хочет самостоятельно надеть шапку, а взрослые на это реагируют остро, поскольку они торопятся, и никто не будет уделять этому внимание.
Более осознанным родителям я рекомендую остановиться и дать ребенку проявить себя, наоборот, предложить небольшой выбор: «Скажи, а какую ты наденешь шапку, белую или черную?». Тогда ребенок не будет истеричным, а продолжит показывать свое «Я». Поддержите ребенка в его начинаниях и мягко дайте понять, что стоит немного поторопиться, важно отразить его слова, показать, что вы заметили его.
Мой малыш боится чужих людей. Особенно взрослых, всегда прячется за меня и не идет на контакт. Что делать?
— Мама устанавливает привязанности с ребенком, и если все выстраивается в норме, то ребенок ориентирован на маму, как она себя ведет. Конечно, он способен и сам анализировать взрослого, который может ему и не понравиться из-за его субъективного восприятия, поэтому прячется. Но это еще не говорит, что у него проблемы с коммуникацией.
Здесь важна реакция мамы, которая обратит на него внимание, успокоит и поможет рассмотреть в человеке положительные черты, познакомит с ним. Но не стоит сильно настаивать и навязывать.
Хочу отметить, что воображение у малышей развивается к 5 годам, а до этого оно лишь формируется, поэтому обоснованно, что у ребенка могут быть какие-то страхи. Если малыш так ведет себя постоянно и со сверстниками, и в том числе в игровых ситуациях: он отдаляется от других, не пускает никого в игру, отворачивается от детей, забирая игрушки, замыкается в себе и сторонится людей в общественных местах, то стоит обратиться к специалисту, который определит уровень интровертности у малыша.
Таким детям обычно требуется больше времени, чтобы они смогли вступить в игровое взаимодействие с другими, доверяли другим. Помните, что доверие у детей формирует значимый родитель.
Ребенок стал зависим от мультиков и гаджетов, а ему еще и трех лет нет. Как отучить и забрать телефон?
— В два года продолжается период развития зрительного аппарата. Родители должны понимать, что напряжение мышц растет, когда дети смотрят мультики на маленьком экране. На гаджете свет очень яркий, который не лучшим образом влияет на сетчатку глаза. По этой причине у нас «помолодели» заболевания глаз у детей. Договориться с ребенком всегда можно, но не так, как удобно вам, а найти альтернативу для обоих, например, можно устроить обмен на игрушку, игру с мамой и папой, прогулку.
Только предлагая ребенку что-то, учтите, что предмет должен быть настолько же интересен для глаз. Помните, что особенно вечером у ребенка обострена поисковая активность, и надо найти границы, в которые гаджет не будет попадать, чтобы малыш не видел его в своем поле зрения.
Есть еще такая особенность — глаза малыша сканируют пространство, и ему интереснее то, что находится вдалеке, неотчетливо видно, привлекает внимание, и этот предмет достать непросто.
Если вы, например, встанете вдалеке с музыкальной игрушкой и заинтересовано будете ее разглядывать, то внимание малыша может переключиться со зрительного на слуховой аппарат быстрее, он откажется от гаджета и побежит посмотреть, что у вас там в руках.
Всем родителям рекомендую иметь дома коробку, куда телефоны можно складывать, чтобы они не попадали во внимание детей.
Несмотря на то, что малыши сталкиваются со многими трудностями на пути своего развития, важно помнить об их самостоятельности. Основная функция мамы — эта забота, а отца — развитие, поэтому они легче отпускают в окружающий мир. Баланс одного и второго помогает ребенку расти психологически здоровым.
Попробуйте использовать тактику, которую предлагает Ирина Млодик на основе уже приобретенных навыков: ставить чуть более сложные задачи. Если такой баланс держать не получается, ребенок становится центром вашей жизни, сил совсем на его развитие не осталось, а прощаться с ним вы так и не научились, обратитесь за помощью.
Встать на вашу сторону могут психологи, которые помогут справиться мамам или папам, тянущим, например, роль обоих родителей, научат, как не зависеть от своих детей, и расскажут, каким образом реагировать на агрессию или излишнюю эмоциональность ребенка.