«Я не могу ничего с ним сделать! Он со своим телефоном стал совсем неуправляемым!», «Мой ребенок не хочет учиться, только и делает, что сидит в телефоне!», «Она совсем не помогает по дому, приходит из школы и сразу же «усаживается» в этот свой телефон!» – именно так звучит современная родительская боль.
Взрослые негодуют, тревожатся, а порой чувствуют себя совершенно бессильными перед такими детскими «божествами», как телефон и интернет, особенно когда родители начинают замечать у ребенка жизненный перекос в сторону времяпрепровождения со смартфоном.
Зачастую, первая реакция родителей – это директивный запрет на пользование гаджетами, что вызывает волну протестного поведения со стороны ребенка, особенно если это подросток.
Бороться с зависимостью сложно и эмоционально затратно для обеих сторон, поэтому лучше всего постараться предотвратить возникновение зависимости.
Возможно, многие сталкивались с ситуацией, где совсем крошечный малыш (меньше двух лет) уже как «продвинутый юзер» пользуется смартфоном. И мы смотрим на это, улыбаемся, удивляемся и восклицаем: «Ну какой же смышленый!». В этот период у ребенка развивается моторика, тело, речь и живое общение. А родители, возможно, в силу своей усталости или занятости, используют смартфон как эффективный способ отвлечь ребенка и освободить немного времени для себя. И в это время на психику ребенка воздействуют внешние стимулы, которые не соответствуют его возрастному развитию. В двух-трехлетнем возрасте ребенок может смотреть образовательные мультфильмы, играть в развивающие игры, но порционно: не более 20 минут утром и не более 20 минут после обеденного сна.
Обратите внимание на ваши отношения в семье, не только в системе «ребенок – родитель», но и в системе «муж – жена»: как часто вы проводите время вместе? Каково качество вашего общения? Есть ли доверие в отношениях? Делитесь ли вы друг с другом переживаниями, сложностями и свершениями? Иногда родители сами могут не замечать, как общение с ребенком сводится к шаблонному, в котором время, проведенное вместе с ребенком, – это когда вы совместно учите уроки, и его как будто бы достаточно.
Предложите альтернативу: найти занятия, которые удовлетворяют интерес ребенка и приносят пользу. Учитывайте и желания ребенка: к чему он стремится, что его увлекает.
Подавайте личный пример: часто родители сами не знают, как организовать свое свободное время, и «зависают» в различных новостных лентах. Покажите ребенку на собственном примере, что жизнь без смартфона и интернета может быть наполнена и интересна.
Введите семейные правила, которые будут действовать для всех без исключения. Это определенные ограничения на пользование смартфонами всеми членами семьи. И это время посвящено совместному досугу, общению, выстраиванию доверительных отношений.
Виктория Чифранова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47