Компьютерная зависимость у подростков

В последнее время, одним из самых популярных вопросов, по которым родители обращаются к психологам, является компьютерная зависимость у детей. Особенно остро эта проблема встала в период самоизоляции и дистанционного образования, связанного с эпидемиологической обстановкой в стране. В данной статье мы рассмотрим вопросы:

– Какие виды компьютерных зависимостей бывают?

– Каковы причины их возникновения?

– Как понять, что у ребенка сформировалась зависимость?

– Куда обращаться за помощью? Что делать? И как помочь ребенку?

Любая зависимость — это стремление уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ или погружение в определённые виды деятельности, которые вызывают сильные эмоции. Компьютерная зависимость относится к нехимическим видам зависимостей, и она бывает разная: игровая зависимость от компьютерных игр, зависимость от социальных контактов в сети Интернет, зависимость от азартных игр, интернет-шопинга, онлайн-аукционов, «электронное бродяжничество» (длительная многочасовая навигация без конкретной цели), зависимость от сексуального применения Интернета.

Один из первых исследователей интернет-зависимостей, клинический психолог Кимберли Янг предложила следующую классификацию:

  1. Компьютерная зависимость — навязчивое пристрастие к работе с компьютером (это могут быть компьютерные игры, компьютерное программирование и другие виды деятельности).

2. Компульсивные навигаторы Сети — бесцельный переход со страницы на страницу, просматривание любой цепляющей информации, в поиске которой не было необходимости и пр.

3. Перезагрузка информацией — патологическая привязанность к азартным онлайн-играм, аукционам или электронным покупкам.

4. Киберкоммуникативная зависимость — зависимость от общения в чатах, соцсетях, на форумах, групповых играх и телеконференциях, что приводит к замене имеющихся в реальной жизни друзей и семьи на виртуальных.

5. Киберсексуальная зависимость — зависимость от «киберсекса» (порнографических сайтов, обсуждение сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых»). Сюда же можно добавить «интернет-эротоголиков», которые заводят любовные романы посредством Сети, знакомятся и даже ведут виртуальные отношения.

Таким образом, компьютерная зависимость не ограничивается одними лишь играми, она намного разнообразнее.

Когда и почему возникает зависимость?

Возрастная категория детей, у которых появляются первые признаки зависимого поведения совпадает с подростковым возрастом, а наиболее острое проявление симптоматики можно наблюдать у учащихся 9-11 классов и первых курсов вузов. Это связанно с тем периодом, когда у детей появляется необходимость самостоятельно контролировать время, планировать свою деятельность и выстраивать отношения с окружающим миром.

Компьютерная зависимость — это искаженная форма приспособления к окружающему миру, или проявление сложных взаимоотношений со сверстниками и семьей, или следствие болезни (например, депрессии). Сложности в выражении своих эмоций, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, неспособность противостоять жизненным трудностям, конфликты и возрастные кризисы могут формировать так называемое «избегающее поведение»В таких случаях интернет-среда становится безопасным местом, служит средством самозащиты от боли, унижения и плохого настроения.

Кроме того, виртуальное пространство привлекательно тем, что в нем имеется наличие собственного интимного мира и пространства, в который нет доступа никому, или этот доступ легче контролировать. Интернет-общение позволяет придумать себе образ «Я-виртуального», в котором нет тех изъянов, которые есть в «Я-реальном». Можно быть другой личностью, более успешной, более уверенной в себе.

В компьютерном мире нет ответственности, и, если что-то не нравится, можно начать сначала, создать новую страницу, создать новую внешность, начать новый уровень и т. д. Любую ошибку можно исправить путем многократных попыток. В виртуальном мире все процессы могут быть достаточно реалистичны и при этом полностью абстрагированы от окружающего мира. И, конечно, что очень важно для подростков и молодых людей, это возможность принимать решения самостоятельно, вне зависимости от последствий их принятия.

Еще один блок причин, формирующих зависимое поведение, — это наличие неврологических или психических расстройств. Так, например, дети с такими расстройствами, как синдром дефицита активного внимания, задержка психического развития, расстройство аутистического спектра, подвержены формированию стойкой аффективной зависимости.

Одной из важных причин зависимого поведения является семья. Многие специалисты считают, что зависимое поведение — это симптом семьи. Случается, что в семьях родители не дают достаточного тепла, любви и внимания своему ребенку, или это внимание носит формализованный характер в виде дарения и покупки игрушек, обеспечения материальными благами, но нет теплого и доверительного общения. В таких случаях, не найдя любви в семье, ребенок не может найти ее и в реальном мире.

Нарушенное воспитание, которое может проявляться как чрезмерная опека ребенка или недостаточное внимание к ребенку вплоть до игнорирования его интересов, отсутствие ласки и внимания, а также диктаторское отношение или применение насилия могут подталкивать ребенка в уход от реального мира.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Прежде всего, по психологическим симптомам:

● Хорошее самочувствие и эйфория перед компьютером;

● невозможность выйти из сети или остановить онлайн-сеанс, прекратить онлайн-общение;

● увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

● пренебрежение семьей и друзьями;

● ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении за компьютером;

● ложь работодателям, учителям или членам своей семьи о своей деятельности за компьютером;

● проблемы с работой или учебой.

А также можно обратить внимание на присутствие физических симптомов:

● Расстройства и изменение режима сна;

● нерегулярное питание или пропуск приемов пищи;

● пренебрежение личной гигиеной (не моется, не расчесывается, не меняет одежду, ест у компьютера);

● головные боли по типу мигрени;

● сухость в глазах;

● боли в спине;

● синдром карпального канала (это заболевание рук, которое проявляется онемением пальцев кисти и болью в руке, в связи с защемлением серединного нерва на уровне запястья).

Если Вы наблюдаете похожую симптоматику у вашего ребенка, то в первую очередь Вам надо обратиться к психотерапевту или психиатру (с целью выявления возможных депрессивных расстройств). Необходима совместная работа психотерапевта и клинического психолога, в том числе по разрешению семейных конфликтов. Будьте готовы, что и Вам придется проходить психотерапию. Возможно, понадобится помощь школьного психолога по адаптации подростка в школе.

Помимо этого, необходимо понимать, что жесткие и директивные меры будут только усугублять ситуацию, поэтому нельзя наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий.

Что делать, если у ребенка компьютерная зависимость?

А вот, что точно нужно делать, так это поддерживать подростка в преодолении жизненных трудностей, говорить с ребенком о своих переживаниях и, прежде всего, о чувствах, которые вы испытываете. Спрашивайте о его делах и самочувствии, при этом постоянно давайте ему обратную связь и поддержку («Я понимаю, как ты устал», «Я знаю, как это неприятно», «А что было потом?», «Вот это да!» «Я уверена, это тебе по силам» и т. д.).

Не бойтесь давать ребенку отвечать за какую-либо домашнюю работу. Это поможет воспитать ответственность.

Если Вы сердитесь на ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность («Ты получил плохую оценку, но ты можешь учиться лучше, для этого тебе необходимо приложить немного усилий» вместо «Только дурак может получить за это плохую оценку»). Одобряйте и хвалите ребенка даже за малейшие успехи. Его упорство и желание сделать что-то важнее результата.

 

Наталья Мурзина, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-40-70

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.