Ситуация для размышления:
Четырёхлетний Никита баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того, как мальчик «отбыл наказание», состоялся диалог:
— Будешь ещё так делать? — спросил отец.
— Нет, — ответил малыш.
— А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.
— Да, за то, что кашлял, — ответил ребёнок.
Словарь Даля гласит, что слово «наказать» — это не только «наложить санкцию», но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию). Наказание — это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребёнок знал. Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, всё же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно «ЗАЧЕМ?», а не «ЗА ЧТО?» И если у Вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывать для профилактики, «на всякий случай».
Придерживайтесь следующих правил наказания детей:
- При любом наказании ребёнок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят и что он не останется без родительской любви, даже будучи наказанным.
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических потребностей.
- Ребёнок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
- При наказании детей следует избегать оскорблений и «приклеивания ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребёнка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Пять причин, по которым нельзя бить ребёнка:
- Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
- Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребёнка.
- Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта.
- Это унизительно: ребёнок чувствует себя недостаточно любимым, он всё хуже и хуже ведёт себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко всё большему насилию и препятствует формированию у ребёнка самоуважения.
- Это неэффективно: если ребёнок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
- Когда ребёнок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы.
- Когда ребёнок ест.
- Перед сном и после сна.
- Во время игры или работы.
- Когда Вы в плохом настроении или вне себя от злости. Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
И напоследок задумайтесь над цитатой Ф. Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили». Что же такое воспитание? Это длительный трудоёмкий процесс прививания человеку норм и правил поведения в обществе близкими людьми. Но не всегда удаётся взрослым людям дать детям только правильные знания, нужные умения, ведь сами родители иногда могут не понимать, что правильно в этой жизни, а что нет.
Поэтому старайтесь воспитывать своих детей не кнутом или пряником, а собственным примером!
Старикова Ольга Владимировна, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452)77-33-59