Наказывать или не наказывать, вот в чём вопрос…

Ситуация для размышления:

Четырёхлетний Никита баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того, как мальчик «отбыл наказание», состоялся диалог:

— Будешь ещё так делать? — спросил отец.

— Нет, — ответил малыш.

— А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.

— Да, за то, что кашлял, — ответил ребёнок.

Словарь Даля гласит, что слово «наказать» — это не только «наложить санкцию», но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию). Наказание — это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребёнок знал. Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, всё же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно «ЗАЧЕМ?», а не «ЗА ЧТО?» И если у Вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывать для профилактики, «на всякий случай».

Придерживайтесь следующих правил наказания детей:

  • При любом наказании ребёнок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят и что он не останется без родительской любви, даже будучи наказанным.
  • При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических потребностей.
  • Ребёнок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  • Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и «приклеивания ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребёнка, а не его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

Пять причин, по которым нельзя бить ребёнка:

  1. Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
  2. Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребёнка.
  3. Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта.
  4. Это унизительно: ребёнок чувствует себя недостаточно любимым, он всё хуже и хуже ведёт себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко всё большему насилию и препятствует формированию у ребёнка самоуважения.
  5. Это неэффективно: если ребёнок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

  • Когда ребёнок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы.
  • Когда ребёнок ест.
  • Перед сном и после сна.
  • Во время игры или работы.
  • Когда Вы в плохом настроении или вне себя от злости. Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.

И напоследок задумайтесь над цитатой Ф. Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили». Что же такое воспитание? Это длительный трудоёмкий процесс прививания человеку норм и правил поведения в обществе близкими людьми. Но не всегда удаётся взрослым людям дать детям только правильные знания, нужные умения, ведь сами родители иногда могут не понимать, что правильно в этой жизни, а что нет.

Поэтому старайтесь воспитывать своих детей не кнутом или пряником, а собственным примером!

 

Старикова Ольга Владимировна, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452)77-33-59

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.