Мотивация ребёнка к обучению

В настоящее время многие родители, воспитывающие детей школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. В связи с этим возникают логичные вопросы: «Как же сформировать у школьника желание учиться?», «Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий необходимо будет для этого приложить?», «Как сформировать мотивацию к обучению у ребенка, который считает, что учиться в школе скучно?»

Одна из основных проблем современной педагогики — отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У кого-то мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у кого-то — по разным причинам утрачивается со временем. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшета, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже четверки. Среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к таким старым проверенным методам, как ремень и скалка.

В теории мотивация — это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту — упорство и целеустремленность, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Причин отсутствия мотивации может быть несколько:

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В такой ситуации, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду. В любом случае, когда ребёнок заканчивает подготовительную группу детского сада, следует обратиться к психологу с просьбой проведения диагностики на готовность к обучению в школе и только после этого принимать соответствующее решение.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или друзьями, знакомыми по школе или всем классом. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если самостоятельно сделать это не удастся — подключайте классного руководителя и администрацию школы.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих детей за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятёрок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Как  же мотивировать ребёнка к учёбе, чтобы он не ленился и старался заниматься, но при этом не контролировать каждый его шаг и не ругаться с ним?

Здесь есть несколько стратегий:

  • Одна из них заключается в составлении диалога с ребёнком в доброжелательном тоне и выяснения, в чём, с его точки зрения, возникают основные сложности. Что ему непонятно, в чём нужна помощь?
  • Вместо нравоучений, к которым школьник уже привык и обычно «включает» психологическую глухоту, лучше пригласите его к конструктивному разговору — используйте открытые вопросы и внимательно слушайте. Например, это могут быть такие вопросы: «Как ты сам думаешь, что поможет тебе в следующий раз лучше написать контрольную?», «Как тебе кажется, в чём причина того, что ты написал проверочную работу на тройку?»

Секрет состоит в том, что Вы не просто говорите (уже в тысячный раз, наверное), как важно хорошо учиться, а приглашаете ребёнка к диалогу и совместному решению возникших проблем, то есть находите компромисс. В результате такой беседы вам вместе будет легче прийти к конкретному конструктивному решению и ребёнок будет охотнее делать то, о чём вы договорились, так как это было и его решение тоже. Кстати, Вы знали, что чем больше вы с ребёнком будете ругаться из-за уроков, тем больше он их будет не любить? В то время как большинство родителей, наоборот, уверены, что таким образом ребенок «возьмется за ум» и будет лучше учиться.

  • Уделяйте внимание созданию именно позитивного опыта для вашего чада. Важно сформировать положительное мнение о школе и всём, что с ней связано, в том числе домашних заданиях.

Часто родители меньше всего уделяют внимания созданию позитивного опыта для ребёнка во время выполнения домашних заданий, но ведь именно позитивный опыт позволяет детям почувствовать вкус успеха и желание его повторить. И возможность создания такого опыта становится для родителей настоящим открытием. До этого они не могли к этому даже приблизиться.

Родители, помните самое главное: ваш малыш самый замечательный. Говорите ему об этом. Верьте в его силы!

Анна Шерстобитова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8 (3452) 20-40-70

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.