Детская агрессия и как с ней справляться

Агрессия. Непослушный ребенок и понятие, ассоциирующееся с насилием и нападением…

Иногда ребенок может быть далеко не херувимчик с рождественской открытки. Ведь именно он ломает игрушки, дерется с братьями и сестрами, впадает в истерику, проявляет враждебность, которая становится источником многих семейных драм и даже трагедий. Родители часто пребывают в растерянности и испуге, столкнувшись с яростным сопротивлением ребенка. А как может быть иначе, когда слышишь от своего разъяренного ребенка: «Я тебя ненавижу!».

Детская агрессия – одно из тяжелых испытаний родительского терпения. С другой стороны, зачастую дети самостоятельно не в силах справиться с импульсами своей агрессии, и по мере взросления, проблема регулирования агрессивного поведения также остается чрезвычайно важной.

Агрессия. Какой она бывает

В научной литературе существует множество классификаций видов и форм агрессии, в данной статье мы раскроем классификацию форм агрессии, выделенную Генри Паренсом в своей книге «Агрессия наших детей», с которыми приходится сталкиваться родителям.

Он выделял две основные формы агрессии.

‣ Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.

‣ Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих.

Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизм ее продуцирования или мобилизации существует с самого начала жизни ребенка.

В жизни мы можем наблюдать за маленькими детьми, которые рассердившись: на друзей по игре, маму, братьев или сестер могут кинуть в них игрушкой. Когда дети действуют враждебно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так, потому что ранее они сами страдали, и их эмоциональное “Я” было ущемлено.

Как реагировать на агрессивное поведение своего ребенка

Этим вопросом задаются все родители, воспитывающие детей. Мы рассмотрим важные аспекты взаимодействия родителей и агрессивного ребенка.

При контакте крайне важно признавать чувства и желания маленького человека, какими бы эти чувства и желания не были. Полезно проговаривать с ребенком о том, что с ним происходит в моменте: “Ты злишься, тебе обидно, тебе хочется стукнуть, ты хотел…” Без издевательских интонаций, без снисходительности и иронии. Простое принятие действительности Вашего ребенка.

Шаги:

• Помочь ребенку направить агрессию в приемлемое русло: ударить подушку, покричать, разорвать бумагу и т.п. Важно не ставить запрет “бить нельзя”.

• Не бросать ребёнка наедине со своими чувствами. Прожить их, находясь рядом и быть в доступе с ним. В случае если ребёнок хочет побыть один, дать ему возможность уйти и вернуться.

• Проговорить с ребенком то, что его расстроило и заставило страдать, его “боль”.

• Посочувствовать и выразить сожаление: “Мне жаль, что вышло не так, как ты хотел”. Дать Вашему ребенку возможность вдоволь погрустить и поплакать.

• Позже, когда эмоциональный пик спадет, вместе с ребенком подумать, какие действия он может предпринять для того, чтобы удовлетворить свою потребность. Направить его внимание и энергию в шаги и действия.

Общие рекомендации:

• Важно принимать ребёнка не только как покладистого “хорошего мальчика или хорошую девочку”, но и в различных состояниях и чувствах. Для ребенка важно, что вашим отношениям ничто не угрожает вне зависимости от того, “хорошо” он себя ведёт или “плохо”.

• Выбросить все ярлыки – “плакса”, “драчун”, “обижуля”. Навешанные ярлыки заставляет ребенка им соответствовать.

• Подчёркивать силу и умения ребёнка, давать показывать их в игре, в спорте и самостоятельном поведении.

• Давать ребёнку возможность проявлять агресссию в игре – охотники, хищники, полицейские и т.п. Самим подключаться, демонстрируя как можно понарошку кусать, стрелять и быть побеждённым. В экспрессивной игре агрессия не подогревается, а отыгрывается.

• С уважением относиться к мнению ребёнка, внимательно выслушивать его (при этом не обязательно всегда ему следовать).

• Давать ребёнку себя защищать, свои границы, сообщать о том, что не устраивает в действиях по отношению к нему, будь то взрослые или другие дети.

• Выдерживать проявления сильных чувств ребёнком, “не разваливаться”, не оттягивать внимание на себя.

• Показывать пример того, как ВЫ проживаете свою злость и агрессию.

Агрессия свойственна всему живому. Энергия агрессии необходима для осуществления собственных желаний и защиты себя. Подавленная агрессия не только лишает радости и смелости жизни, но и кроме того представляет опасность для ребенка своим скрытым “радиоактивным излучением”. Именно поэтому родителям важно научиться проживать свою агрессию, и научить своих детей справляться со своей.

Виктория Чифранова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47

Прокрутить вверх

Добрый день!

Психолог принимает по предварительной записи.

Запись на консультацию к психологу осуществляется по телефонам:

8(3452) 20-40-70, 30-26-27, 20-14-4720-21-33.