Агрессия. Непослушный ребенок и понятие, ассоциирующееся с насилием и нападением…
Иногда ребенок может быть далеко не херувимчик с рождественской открытки. Ведь именно он ломает игрушки, дерется с братьями и сестрами, впадает в истерику, проявляет враждебность, которая становится источником многих семейных драм и даже трагедий. Родители часто пребывают в растерянности и испуге, столкнувшись с яростным сопротивлением ребенка. А как может быть иначе, когда слышишь от своего разъяренного ребенка: «Я тебя ненавижу!».
Детская агрессия – одно из тяжелых испытаний родительского терпения. С другой стороны, зачастую дети самостоятельно не в силах справиться с импульсами своей агрессии, и по мере взросления, проблема регулирования агрессивного поведения также остается чрезвычайно важной.
Агрессия. Какой она бывает
В научной литературе существует множество классификаций видов и форм агрессии, в данной статье мы раскроем классификацию форм агрессии, выделенную Генри Паренсом в своей книге «Агрессия наших детей», с которыми приходится сталкиваться родителям.
Он выделял две основные формы агрессии.
‣ Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.
‣ Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих.
Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизм ее продуцирования или мобилизации существует с самого начала жизни ребенка.
В жизни мы можем наблюдать за маленькими детьми, которые рассердившись: на друзей по игре, маму, братьев или сестер могут кинуть в них игрушкой. Когда дети действуют враждебно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так, потому что ранее они сами страдали, и их эмоциональное “Я” было ущемлено.
Как реагировать на агрессивное поведение своего ребенка
Этим вопросом задаются все родители, воспитывающие детей. Мы рассмотрим важные аспекты взаимодействия родителей и агрессивного ребенка.
При контакте крайне важно признавать чувства и желания маленького человека, какими бы эти чувства и желания не были. Полезно проговаривать с ребенком о том, что с ним происходит в моменте: “Ты злишься, тебе обидно, тебе хочется стукнуть, ты хотел…” Без издевательских интонаций, без снисходительности и иронии. Простое принятие действительности Вашего ребенка.
Шаги:
• Помочь ребенку направить агрессию в приемлемое русло: ударить подушку, покричать, разорвать бумагу и т.п. Важно не ставить запрет “бить нельзя”.
• Не бросать ребёнка наедине со своими чувствами. Прожить их, находясь рядом и быть в доступе с ним. В случае если ребёнок хочет побыть один, дать ему возможность уйти и вернуться.
• Проговорить с ребенком то, что его расстроило и заставило страдать, его “боль”.
• Посочувствовать и выразить сожаление: “Мне жаль, что вышло не так, как ты хотел”. Дать Вашему ребенку возможность вдоволь погрустить и поплакать.
• Позже, когда эмоциональный пик спадет, вместе с ребенком подумать, какие действия он может предпринять для того, чтобы удовлетворить свою потребность. Направить его внимание и энергию в шаги и действия.
Общие рекомендации:
• Важно принимать ребёнка не только как покладистого “хорошего мальчика или хорошую девочку”, но и в различных состояниях и чувствах. Для ребенка важно, что вашим отношениям ничто не угрожает вне зависимости от того, “хорошо” он себя ведёт или “плохо”.
• Выбросить все ярлыки – “плакса”, “драчун”, “обижуля”. Навешанные ярлыки заставляет ребенка им соответствовать.
• Подчёркивать силу и умения ребёнка, давать показывать их в игре, в спорте и самостоятельном поведении.
• Давать ребёнку возможность проявлять агресссию в игре – охотники, хищники, полицейские и т.п. Самим подключаться, демонстрируя как можно понарошку кусать, стрелять и быть побеждённым. В экспрессивной игре агрессия не подогревается, а отыгрывается.
• С уважением относиться к мнению ребёнка, внимательно выслушивать его (при этом не обязательно всегда ему следовать).
• Давать ребёнку себя защищать, свои границы, сообщать о том, что не устраивает в действиях по отношению к нему, будь то взрослые или другие дети.
• Выдерживать проявления сильных чувств ребёнком, “не разваливаться”, не оттягивать внимание на себя.
• Показывать пример того, как ВЫ проживаете свою злость и агрессию.
Агрессия свойственна всему живому. Энергия агрессии необходима для осуществления собственных желаний и защиты себя. Подавленная агрессия не только лишает радости и смелости жизни, но и кроме того представляет опасность для ребенка своим скрытым “радиоактивным излучением”. Именно поэтому родителям важно научиться проживать свою агрессию, и научить своих детей справляться со своей.
Виктория Чифранова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47