Страх. Каждому из нас известно это чувство. Большинство страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер.
В большинстве своем взрослые страхи формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей — нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает изучать окружающий мир. Поэтому именно от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит его психическое здоровье.
Причины появления страхов
Рассмотрим различные возможные причины детских страхов, почвой для формирования которых чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:
Конкретный случай
Страх может быть обусловлен прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и так далее). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции, если это делать вовремя. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска находятся дети с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью;
Окружающая обстановка
У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование страхов нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу;
Внешнее внушение
Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери — обожжешься!», «Не ходи — упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и тому подобное. Ребенок непроизвольно запоминает только вторую часть предложения и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в итоге регулятором его поведения становится страх;
Запугивание малыша
В попытках добиться послушания: «Будешь баловаться — придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»;
Бурная фантазия
Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;
Нарушения психики
Иногда страхи становятся одним из симптомов невроза (нарушение психической деятельности, при котором адекватные и рациональные формы поведения приобретают искаженный характер, что приводит к специфической дезадаптации), требующего обязательного лечения. Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).
Как родители могут помочь своим детям пережить страхи:
● Создать в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость и защищенность;
● Чаще обнимать ребенка, прижимать к себе, целовать, гладить по голове;
● Узнавать и уточнять, что стало причиной страхов. Расспрашивайте ребенка о том, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Задача родителей — как можно больше узнать о том, кого или чего боится малыш;
● Применять такой способ коррекции страхов, как «эмоциональные качели». Смысл состоит в попеременном переходе из одного состояния в другое (противоположное) — от состояния опасности к состоянию безопасности, например ребенок гладит собаку, которая его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях;
● Приучать малыша к пугающим его предметам. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо;
● Совместно рисовать с ребенком: нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять, порвать и выбросить. Позвольте ребенку самостоятельно распорядиться его рисунком, но в сопровождении взрослого.
Выберите в воспитании «золотую середину». Способствуйте тому, чтобы ребенок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабайкой», волками и подобными страшилками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания). Играйте всей семьей. Любите своего ребенка таким, какой он есть.
Екатерина Азарова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47