Смотрю на свою Принцессу: светлые глазки, пушистые ресницы, она пыхтит и сосредоточенно собирает пазлы… Чмокаю в щечку и с трепетом в голосе шепчу: «Как же я тебя люблю!». Она даже не поднимает глаз от своего занятия: «Я знаю, мамочка». И я абсолютно счастливая, окрыленная – «Она знает, она знает!» – лечу на кухню жарить котлеты.
Время идет, принцесса подрастает, у нас все хорошо: на дочь не жалуются, друзей много, ни забот, ни хлопот, да и я востребована на работе. И тут как гром среди ясного неба – ДВОЙКА за контрольную и…ОНА даже не переживает, буркнула: «Отстаньте все, надоело!»
Незаметно для себя открываю, что, оказывается, ОНА носит дурацкие ботинки, рисует на руках страшные картинки со скелетами, прогуляла урок русского языка, грубо разговаривает с учителями, огрызается … А что я? Я напугана, растеряна, виновата, оправдываюсь перед собой, перед учителями, перед своими родителями, перед всеми… Да как ОНА смеет позорить меня и нашу семью?! Стыд-то какой! Накричала, порвала тетрадь, хлопнула по спине, а в ответ: «Ненавижу вас всех! Отстань! Бесите!».
Неделю не разговаривали, ОНА сидит в комнате, иногда, как тень, проскользнет мимо, а я на кухне «жарю котлеты», ну как жарю… скорее – прячусь. Как будто ничего не изменилось, вот только на душе камень… Сегодня не выдержала и несколько раз крикнула: «Пошли кушать», а в ответ – тишина, постучала в дверь – тихо. «Вот ведь, дрянь какая! Я тут перед ней расстилаюсь, а она меня игнорирует!» Наступила на свою гордыню и зашла в комнату.
Полумрак, вещи раскиданы, дочь спряталась в капюшон, свернулась калачиком на диване, и кажется… не дышит. Рванула к ней, схватила за плечи, трясу, а она плачет и тихо так говорит: «Мам, пожалуйста, скажи ЛЮБЛЮ! Ты так давно мне этого не говорила, и в какой-то момент я подумала, что не нужна тебе, что работа тебе важнее, ты даже не хочешь знать, что со мной происходит. А когда тебя вызовут в школу, ты точно купишь тортик, нальешь чаю себе и мне, сядешь и спросишь, как мои дела, а я расскажу про все-все, о чем ты захочешь. А ты кричала, что позорю, что лодырь, что неблагодарная. Страшно-то как!»
Дорогая моя Принцесса, прости меня! Я забыла, что даже большим деткам нужны слова любви, что мне тоже нужны твои слова: «Мам, я знаю». Что в какой-то момент не разглядела тебя, ранимую, за дурацкими ботинками и зелеными волосами. Что жарю котлеты, которые ты уже давно не ешь, и покупаю пазлы, которые тебе надоели, а потом ругаю, что ты неблагодарная и бездельница. И за то, что не разрешаю твоим друзьям топтать у нас в коридоре, не люблю за вами мыть посуду. За то, что давно не ходили вместе гулять, и за то, что при одноклассниках однажды тебя ругала.
А знаешь, Принцесса, давай купим вредные пончики, как раньше, и посмотрим твои странные мультики (которые я все равно никогда не понимала и вряд ли пойму), а еще… давай возьмем котенка, о котором ты все еще мечтаешь! А сейчас посидим в обнимку и поплачем».
Дорогие читатели, помните, что никакие важные дела не должны забирать у ребенка вашу любовь. Внимание и забота – огромный труд, как бы легко мы об этом ни говорили. И они, безусловно, всегда разные для каждого человека. Кому-то достаточно пары фраз в конце дня, а кому-то нужны обнимашки. А узнать кому, сколько и какая забота нужна, мы можем, только спросив: «Что для тебя забота, что для тебя внимание?» Конечно, чем старше ребенок, тем меньше он нуждается в нем, НО с возрастом принцессы не исчезают, они просто прячутся за большими ботинками, разноцветными волосами и черными капюшонами, просто так им безопаснее, как Дюймовочке в скорлупке грецкого ореха.
Да, у вашего ребенка «выросли колючки», но он все равно ждет от вас слова любви, даже если, стесняясь, говорит: «Ну чего ты, мам, я знаю».
Евгения Писарева, ведущий психолог Регионального центра «Семья»
Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-40-70, 8(3452) 20-21-33